Купеческое Слово — есть высшая гарантия
Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. От туда и поговорка: «Уговор дороже денег». Сама честь в традиции русского купечества восходила к православному пониманию (не путать с христианством) и, особо, старообрядческому.
Поэтому, имея в своей основе традиции предков и честь всего рода, слово русского купца ценилось превыше капитала и, тем более, всяческих банковых гарантий (кстати, вкладчики банков и в наши времена защищены только формально). Все договора заключались, как правило устно, на честном купеческом слове.
Следует понимать, что воспитываемые с малолетства на примере общечеловеческих ценностей и миропонимания, будущие купцы не держали в себе корыстного двоемыслия, и, тем более, даже не помышляли лихого. Большая часть русских купцов были выходцами из работящих крестьян, капитал наживался собственным трудом, а не через связи в политико-финансовых кругах.
Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К моему сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. В противовес этому, еще в XVIII в. образ «совершенного купца» обязательно включал, как результат его деятельности, не только личное обогащение, но и общественную пользу.
Например, купцы Строгановы, Демидовы, Смышляевы, Мешковы и многие другие, внесли огромный вклад в развитие общественных организаций и помогали в издании книг…
Кроме того, система купеческих «сотен» почти полностью совпадает с современными европейскими корпорациями. Единственное существенное отличие — европейская идея набивания карманов (мошны) отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей.
Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Таким образом, от 90 до 95% московского купечества составили купцы третьей гильдии, работающие с теневыми капиталами…
«Бог даёт богатство в пользование и потребует по нему отчёта»
Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу.
За время событий, наполнивших IX-XX века, в России полностью исчезло высшее купеческое сословие. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки.
После октябрьского 1917г. переворота началась тотальная люмпенизация страны. И сейчас дети и внуки люмпенов работают по понятиям, далеким от морали. Жаль, но процесс этот набирает, кажется, необратимый характер. На перекрестках жизни довелось недавно пересечься с выпускником вуза, который двух слов связать не может. А знаменитые «кидалова» постсоветских «бизнесменов»… Поэтому только активность интеллектуалов может изменить ситуацию.